www.ethnic.ru
Музыканты Стили Форум Статьи Музыка

По материалам  
World Music Rough Guide. 
© 1999 Rough Guide
 

к списку статей

Пигмейское влияние

 

          В конце 50-ых во время проведения полевых антропологических исследований, которые легли в основу исследования “Лесной народ”, Колин Тернболл записал много музыки мбути (mbuti), подборки которой затем издавались на виниле. Эти записи быстро стали своего рода классикой, которая впервые открыла основы пигмейской полифонии и их выдающуюся музыкальную традицию.

          Записи К.Тернбола послужили вдохновением для следующего поколения музыковедов-этнографов, среди которых был израильтянин французского происхождения Симха Аром, проживший в 60-ых годах в племени бабензеле (babenzele) в Центрально-Африканской Республике. На одной из пластинок С.Арома есть запись хиндеуху (hindewhu) - исполнительской техники, в которой мелодическая линия образуется смешением звучания однотонного камышового свистка и отдельных звуков, воспроизводимых голосом. Позже эту технику использовал Билл Саммерс, ударник, игравший с афро-американским джазовым пианистом Херби Хенкоком. С помощью пустой пивной бутылки на альбоме “Head-hunters” он таким образом создал римейк темы “Watermelon man”.

          Вглядываясь в прошлое, теперь мы увидим, что забавы Билла Саммерса с пустой пивной бутылкой были ключевым моментом в истории музыки, поскольку они стали первым смешением пигмейских музыкально-изобразительных средств с западной традицией. С тех пор влияние пигмейской традиции проявлялось в различных музыкальных проектах от Брайана Ино и фильмов Джона Хассела до акапелльных номеров “Zap mama”.

          Пока наиболее известной подборкой, в которой представлена музыка пигмеев, стал компакт-диск “Deep Forest”, изданный в 1993 году. Смешав цифровые клавишные и ударные с аналоговыми сэмплами традиционных (в основном африканских) звуков, французы Эрик Муке и Мишель Санчес создали формулу, в которой слилось мягкое техно с ностальгическим настроением по “мудрости предков” коренных народов (первая тема альбома начинается словами: “Где-то далеко в джунглях живут низкорослые мужчины и женщины, они - наше прошлое и, возможно, они - наше будущее”). Этот альбом, разошедшийся за первые три года 2,5 млн. копиями был и до сих пор остается феноменально успешным.

          Было много противоречивых комментариев относительно того, какая часть прибыли от продажи этого альбома попала к истинным исполнителям - это обычная дилемма в тех случаях, когда традиционная музыка “используется” или “цифруется”. Эта проблема знакома и британцу Мартину Крадлику, создавшему смесь из музыки пигмеев и кельтов. Вдохновленный личным сотрудничеством с представителями народности бака (baka), проживающими на юго-западе Камеруна, он создал альбом “Baka beyound”, в котором использовал как своими собственные записи, так и полевой материал, собранный антропологом Джереми Ависом.

  ...