www.ethnic.ru
Музыканты Стили Форум Статьи Музыка

По материалам  
World Music Rough Guide. 
© 1999 Rough Guide
 

к списку статей

Традиции Манде в Синегамбии

 

          Даже в наиболее подверженной влиянию Запада округе Дакара, воздух пропитан традиционной вежливостью - восхвалением имен феодального мира. Сенегал и Гамбия следуют той же традиции джели (или гриотов), что Мали и Гвинея, где музыка находится во власти класса наследственных молитвенных певцов, известных как gewel в языке волоф и gawlo в языке пулаар. Это наследие царства Манде (Мали) XIV-XVI веков, распространившейся до Сенегамбии. Под воздействием малийских гриотов и из-за распада империй Бамана к началу XIX века оно приобрело новую силу. Корни многих гриотов Сенегамбии восходят к царству Манде. Xalam - лютня, характерная для волоф является вариантом нгони, инструмента в традиции Манде. Ее репертуар, а также большая часть музыки народов волоф, фула и тукулор происходит от музыки Манде.

          Но музыка гриотов Сенегамбии более далека от того, чтобы считать ее возникшей лишь под влиянием традиций Манде в силу огромных различий в звучании так называемых западно-атлантических языков - волоф, пулаар и серер. Наибольшее влияние оказали язык волоф с его упругими гласными, гортанными согласными, полифония языка серер и литургические песнопения сенегальских исламских братств. Все эти детали придали музыке гриотов этих языковых групп свой неподражаемый оттенок.

          В Сенегамбии есть свое население Манде, называемое мандинка. Они образуют наиболее многочисленную этническую группу Гамбии. Их основным центром является пыльный рыночный город Брикама, расположенный на перекрестке дорог, ведущих на восток во внутренние районы континента и на юг в Касаманче и Гвинею-Биссау. В процессе взаимодействия с соседними этническими группами гриоты мандинка (Джбарте, Конте, Сусо) создали свою утонченную музыкальную культуру, которая дала ход нескольким мастерам коры. Среди великих музыкантов района выделяются Альхаджи Бей Конте (Alhadji Bai Konteh), Джали Ньяма Сусо (Jali Nyama Suso) и Амаду Бансанг Джобарте (Amadou Bansang Jobarte). Однако наиболее известным является Фодай Муса Сусо (Foday Musa Suso), который в 1976 году отправился в Нью-Йорк и организовал Общество гриотов мандинго. С тех пор он прочно закрепился в авангарде нью-йоркской сцены, сотрудничая с Филиппом Глассом, Биллом Ласуэллом и Квартетом Кронос.

          Другие молодые люди из семей джели Гамбии, возвратившись домой в 1990-ых, послужили передовым отрядом в некотором возрождении музыки мандинка. Они организовывали полуакустические ансамбли с корами, подключенными к усилителям, ударными и, электрическими инструментами, если таковые имелись в наличии. Группы под управлением Таты Диндина (Tata Dindin), Па Бо Джобарте (Pa Bo Jobarteh) и замечательного Джалибы Куйяте (Jaliba Kuyateh) ездили по деревням и городским предместьям, выступали на свадьбах и кристинах, показывая свою неослабевающую, заводную танцевальную музыку.

  ...